ПУСТОТА, НИЧТО И ИДЕЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ
Специальный проект 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Все не то чем кажется» - куратор Владимир Селезнев
2019
графика, объектное искусство, саундскейп
Материалы: ветви деревьев, фанера, водоэмульсионная краска, акриловая краска, полевые записи
122×244 см
Пустота имеет множество значений и определений - от философских до физических. Пустота - занимает большую часть пространства во Вселенной и является самым частым образованием в природе. Часто понятие «пустота» сравнивают с понятием «ничто», но это не так. Пустота, если рассматривать ее с физической стороны, - полное отсутствие каких-либо частиц в пространстве и абсолютное противопоставление материи, однако, в космической пустоте могут существовать различные поля (принцип суперпозиции). С философской и религиозной стороны - пустота это «отсутствие постоянного „я“ у личности и у явлений» или отсутствие собственной природы вещей и феноменов ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости. Пустота это нечто, и в физическом, и в философском смыслах, что заполняет что-то.
Ничто - отсутствие пространства и явлений, и пустоты в том числе. Но относительно пустоты, ничто существует лишь в наших умозаключениях и понятиях, что мнится как отсутствие бытия вообще. Как чистое отрицание «ничто» удерживается только в языке. Все, что существует, имеет определенность, и поэтому «ничто» не существует, его нет, но мы способны отнестись к любой определенности со стороны отрицания и удерживать эту позицию. Таким образом, «ничто» в этом мире существует благодаря нам, нашей способности к отрицанию.
В поиске определения локальных особенностей Тюмени, где живет художник, им было замечено особенное ощущение людьми пространства (реального физического, культурного и социального) как ощущение пустоты. Одним из результатов разработки идеи “Тюмень это пустота” явилось условное и символическое погружение различных объектов и людей в концентрированное пространство реликтовой пустоты, где эти объекты и люди теряли бы свою первоначальную внешнюю сущность и трансформировались в скрытые идеи и представления.